Одной из самых популярных форм организации познавательной и интеллектуальной активности работы с детьми является интеллектуально-познавательная игра - вид игры, основывающийся на применении играющими своего интеллекта и/или эрудиции: индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления (часто - в условиях ограниченного времени и соревнования).
Основной функцией интеллектуально-познавательных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.
Кроме того, интеллектуально-познавательные игры ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции. В процессе такой игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, память, стремление к знаниям, дети пополняют запас имеющихся у них понятий, познают, запоминают, узнают новую для себя информацию, учатся ориентироваться в необычных для себя ситуациях и применять на практике полученные знания, развивают фантазию, коммуникационные способности. Кроме того, у них формируются навыки исследовательской и проектной деятельности, воспитывается чувство коллективизма и ответственности за общее дело.